эксперты
Павел Иванов
соучредитель компании «Баккара»
Алексей Кеслер
заместитель коммерческого директора компании «Мекран»
Юрий Макаренков
директор компании «Мебелькомплект» и торгово-выставочного комплекса «Мебелев», председатель Красноярской гильдии мебельщиков
Михаил Новиков
соучредитель компании «АДМ»
Денис Плисевич
директор компании «ДеПлис»
Как изменился порог вхождения в мебельный бизнес?
Почему красноярцам разонравилась дешевая мебель?
Каким мебельным нишам не страшна федеральная экспансия?
Рынок наводнен «цеховиками»
Эксперты подсчитали, что в Красноярском крае производят мебель около 400 предприятий. «Речь идет как о производствах, в которых задействовано по два человека, так и о достаточно крупных мебельных фабриках со штатом свыше 300 человек», — говорит Юрий Макаренков. Большая часть производителей сосредоточена в Красноярске. В основном это «цеховики» или компании, работающие в формате мебельных ателье. Крупных предприятий в городе около десятка.
Местная мебель представлена во всех товарных группах: мягкой, корпусной и специальной. По оценкам участников рынка, стенки, шкафы и тумбочки, а также диваны и кресла составляют значительную долю всей производимой в городе мебели. Следом идут кухонная и спальная мебель, прихожие, которые с каждым годом «теснят» встроенные шкафы. Наименьшую долю занимают офисная мебель и мебель для ванных комнат.
Игроки говорят о невысоком пороге вхождения в этот бизнес. Имея небольшое помещение и станок стоимостью 57 тыс. руб., можно начать делать мебель. Такие производители, как правило, не сертифицируют свою продукцию. Число мелких участников рынка нестабильно — они так же часто появляются, как и исчезают.
Иной порядок сумм необходим для того, чтобы запустить в Красноярске конкурентоспособное мебельное производство. Для этого только на оборудование нужно потратить $100200 тыс. Еще примерно столько же понадобится на покупку комплектующих, аренду производственных площадей, заработную плату, транспортные расходы и т. д.
Конкурируют местные производители не только друг с другом, но и с иностранными и российскими мебельными предприятиями, реализующими свою продукцию в Красноярске. «Пришлых» игроков на рынке, по информации красноярского мебельного интернет-каталога Krasmebel.ru, около сотни. В городе представлена мебель не менее 20 иностранных государств, от ближнего зарубежья (Беларуси, Украины, Литвы) до «дальних» импортеров: Дании, Италии, Финляндии, Кореи, Китая, США и др. Красноярский рынок также освоили почти все крупные отечественные производители: «Шатура», «Феликс», «Сходнямебель», «Электрогорскмебель», «Дятьково», «Боровичи» и т. д.
Доходность местного мебельного производства, по словам соучредителя компании «АДМ» (бренд «Цветные кухни») МИХАИЛА НОВИКОВА, падает. «Если восемь лет назад рентабельность составляла 5060%, то сейчас этот показатель в России в мебельной промышленности — 15%. В Красноярске многие работают и на меньшей рентабельности», — рассказал гн Новиков.
Соучредитель компании «Баккара» ПАВЕЛ ИВАНОВ винит в снижении доходности бизнеса не столько ужесточающуюся конкуренцию, сколько постоянное увеличение себестоимости продукции. «Дорожают материалы, повышается зарплата сотрудникам, к примеру, за $600 мне уже сложно удержать работника. Стоимость готовой продукции растет намного медленнее», — говорит гн Иванов.
Спрос на качественную мебель подгоняет предложение
Участники рынка отмечают увеличение спроса на мебель. Михаил Новиков: «В городе активно ведется строительство. Вводится новое жилье, и это напрямую сказывается на объемах продаж мебельщиков». Растущее благосостояние населения повышает спрос на мебель и на «вторичном» рынке. Кроме того, дополнительные продажи мебельщикам обеспечивают начавшие работать на этом рынке финансовые инструменты. Например, в выставочном комплексе «Мебелев» около 15% продаж осуществляется по кредитной схеме.
Все без исключения эксперты заявили «ДК» о тенденции качественного роста спроса. Юрий Макаренков: «Покупатель уже не гонится за низкой ценой. Для него важно цветовое и дизайнерское решение мебели, ее функциональность, и только потом — цена».
ДЕНИС ПЛИСЕВИЧ, директор компании «ДеПлис»: «Повышение качества спроса я наглядно вижу по выбору материалов. Например, покупатели охладели к дешевым китайским тканям. Несколько лет назад мебель за 2030 тысяч рублей продать было тяжело, сегодня же это самый ходовой товар».
Вслед за спросом стало меняться и предложение. «Если раньше мы работали в сегменте дешевой мебели, то сейчас переходим в среднюю ценовую категорию», — рассказал гн Плисевич.
«Мы ушли в нишу более дорогой кухонной мебели, средняя стоимость заказа возросла в компании за последнее время примерно на 15%», — отметил Михаил Новиков.
Как рассказал «ДК» заместитель коммерческого директора компании «Мекран» Алексей КЕСЛЕ , в планах этого производителя «оставаться в той же высокой ценовой нише и дорожать».
По словам Юрия Макаренкова, местные производители переходят на более дорогие и качественные комплектующие, внедряют новые технологии производства. «Для красноярских мебельщиков уже не в новинку использование выдвижных механизмов стоимостью 3 тыс. руб. или ручек для корпусной мебели за несколько сотен рублей. Увеличивается в городе и количество дорогостоящего импортного оборудования: станки с ЧПУ, раскройные, пильные центры и др.», — рассказал гн Макаренков. По его информации, сейчас сразу несколько местных компаний ведут переговоры об оснащении своих производств оборудованием такого класса.
Стремятся местные мебельщики не отставать и в дизайне мебели. «Красноярцы любят то, что модно, а мода меняется быстро. Поэтому сегодня останавливаться на стандартном наборе мебельной комплектации чрезвычайно опасно — стандарт обязательно предложат крупные федеральные игроки, на стороне которых раскрученный бренд и хорошее сочетание цены и качества», — сказали в компании «АДМ».
Мебельщики «прощупывают» смежные товарные группы
Не желая уступать рынок внешним игрокам, местные производители ищут новые способы укрепить свои позиции. Один из них — расширение бизнеса за счет освоения продукции непрофильных товарных групп. Почти все крупные мебельщики Красноярска производят продукцию (или осваивают производство) как минимум в двух направлениях. «Корпусники» входят в сегмент мягкой мебели, производители кухонь осваивают спальные модули. «Спальники» интересуются мебелью для ванных комнат и т. д.
Денис Плисевич: «Я выбрал путь универсальной компании — занимаюсь и корпусной, и мягкой мебелью. Так пытаюсь решить проблему спадов потребительского спроса. Волны спроса у корпусной и мягкой мебели разные, имея в ассортименте и то и другое, я легче переживаю «провальные» периоды. Одно направление поддерживает другое».
Эффективность универсального подхода признают не все эксперты. Скорее, по мнению скептиков, это вынужденный шаг, обусловленный конкуренцией на мебельном рынке города. Компании пытаются представить покупателю широкую ассортиментную линейку, чтобы не упустить его. «У когото такое совмещение получилось, а ктото мечтает расстаться с производством непрофильной товарной группы, особенно это касается корпусной мебели. Ее изготовление сложнее в части количества материалов, комплектующих, точности производства», — говорит Юрий Макаренков.
Производители мебели осваивают новые рынки сбыта
Крупные местные мебельщики укрепляют свои позиции на рынке и за счет построения дилерских сетей. Первой в этом направлении пошла компания «Мекран», сформулировавшая свою стратегию продвижения на европейский рынок. На сегодняшний день она единственная из всех местных мебельных производителей, кто имеет филиалы за границей — в Германии и Великобритании. Активно строит дилерскую сеть компания «АДМ»: имеет представительства по всей России — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Осваивают это направление также «Коста Белла», «ДеПлис» и др.
Юрий Макаренков: «Наши люди есть в Кемерове, Томске, Новосибирске, на востоке страны. Компаниям тесно на местном рынке, и они ищут покупателей в других регионах».
Некоторые местные мебельщики, например, работающие в сегменте дорогой продукции, делают ставку именно на внешние рынки. «Наши основные продажи происходят не в Красноярске, а по России», — рассказал директор компании «АДМ».
Однако, по словам Дениса Плисевича, работать на чужих рынках становится все сложнее: «Например, ужесточилась конкуренция на восточном направлении: иркутском, бурятском рынках. Там растут свои производители».
В этой ситуации часть местных компаний пошла по пути развития самостоятельной розничной сети. «Ставка не на опт, а на свою розницу. У нас, к примеру, уже 10 магазинов в городе и крае», — уточнил гн Плисевич.
Эксперты считают, что такая стратегия позволяет мебельщикам не только решать сбытовую проблему. Это еще и удачная диверсификация бизнеса: рентабельность продаж мебели выше, чем производства. Игроки определили ее на уровне 20%.
Как стало известно «ДК», развивать сеть в Красноярске планирует и «Мекран». «Компании интересен регион УралСибирь, в том числе Красноярск, быстро развивающийся городмиллионник. Планы здесь очень серьезные. В середине февраля у нас будет презентация реконструированной дизайнстудии в «Торговом квартале». В последующем сеть «Мекран» будет расширяться в Красноярске», — рассказал Алексей Кеслер.
В перспективе — индивидуальный подход
Красноярские мебельщики реалистичны в прогнозах. Михаил Новиков: «Москвичи идут в регионы, и мебельный рынок не исключение. Присутствие внешних игроков на нем будет увеличиваться».
«Мы, по большому счету, еще не жили в конкурентной среде. То, что мы сейчас имеем, это далеко не та конкуренция, которая существует на развитых мебельных рынках. Думаю, все еще впереди», — соглашается Павел Иванов.
Местные производители мебели ожидают как усиления позиций уже представленных на рынке внешних производителей, так и прихода новых игроков, в том числе транснациональных, например, IKEA.
Павел Иванов поделился личным опытом общения с продукцией IKEA — «натуральный» столик оказался оклеен бумагой, которая расползлась. «Предвосхищая усиление конкуренции в сегменте недорогой мебели, мы уже сейчас начинаем позиционировать себя как производителя добротной мебели, нам больше интересна ниша продукции из натуральной древесины», — рассказал Павел Иванов.
Помимо того, что местные производители ищут менее конкурентные ниши, большинство из них уже сделали ставку на мебель под заказ. Денис Плисевич: «Пять лет назад мы просто предлагали рынку готовый продукт, сейчас около 80% заказов — с индивидуальным подбором ткани».
Эксперты полагают, в перспективе работа «под заказ» у местных мебельщиков станет комплексной: от выезда на дом для замера площади, изготовления мебели под определенные размеры до подбора обоев, штор и эргономичной организации пространства в целом.
мнение
Начался отбор кандидатов на первую «мебелевскую» премию
Юрий Макаренков
председатель Красноярской гильдии мебельщиков
В прошлом году Красноярской гильдией мебельщиков была анонсирована «мебелевская премия». Речь идет о конкурсе между местными производителями. В конце марта будут подведены первые итоги. Победители определятся в трех номинациях: лучшее дизайнерское решение, наиболее емкое вложение в свой бизнес и максимальный объем продаж в торгововыставочном комплексе «Мебелев», созданном специально для демонстрации и продажи мебели лучших местных производителей.
Желание номинироваться высказали около 20 предприятий. Они представят в «Мебелеве» по одной единице продукции, самой продвинутой по их оценке. Отдавать свои голоса лучшему дизайнерскому проекту будут посетители выставочного комплекса.
детали
Чем привлекает красноярцев местная мебель
1. Близость производителя, от которого в случае чего можно потребовать выполнения гарантийных обязательств.
2. Возможность изготовления мебели по индивидуальному проекту, с учетом желаний заказчика.
3. Разумная цена.